Задержание и заключение под стражу осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания
Предусмотренное ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 2 ст. 60.17 УИК задержание осужденного, исходя из названия, ассоциируется с задержанием подозреваемого . Такое задержание отдельно не учитывается в отчетах. При этом такое задержание ограничивает свободу и личную неприкосновенность гарантированные Конституцией.
В ППВС РФ от 18.12.2018 № 43 дано разъяснения о порядке рассмотрения судом вопросов о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, объявленного в розыск и задержанного полицией. Однако, эта проблема остается актуальной.
О задержании осужденного в УПК говориться только однажды. В п. 4.1 ст. 396 УПК предусмотрено, что вопросы о заключении под стражу осужденного разрешаются по месту его задержания.
В УИК названы лишь категории осужденных, которые могут задерживаться в целях пресечения уклонения от исполнения приговора. Также приведены общие формулировки оснований задержания (злостное уклонение от отбывания наказания) и определен 48-часовой срок задержания.
Такие ключевые компоненты, как цели задержания, должностные лица, уполномоченные задерживать осужденных, порядок задержания, его документальное оформление, места содержания задержанных осужденных, права осужденных при задержании, не нашли отражения в законодательстве.
В связи с таким правовым пробелом защитнику не возможно эффективно защищать права осужденного.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 24.1 и 24.3 дал следующие разъяснения.
- Вопросы, указанные в п. 18 и 18.1 УПК, разрешаются по представлению ОВД или учреждения (органа) УИС судом по месту задержания осужденного.
- Рассмотрение судом представления о заключении под стражу осужденного должно осуществляться в течение 48 часов.
- Рассматривая представление о заключении под стражу осужденного, суд должен выяснить, приложены ли к нему протокол задержания осужденного и его объяснения, копия вступившего в законную силу приговора и постановления об объявлении осужденного в розыск, а также при их наличии — иные материалы, подтверждающие обоснованность производства розыска.
- По ходатайству осужденного, его законного представителя, адвоката судья предоставляет им возможность ознакомления с материалами, представленными в суд.
- Разрешение вопроса, предусмотренного п. 18 ст. 397 УПК, допускается и при отсутствии в материалах, поступивших в суд, представления о замене осужденному наказания.
Выборочное изучение рассмотренных судами в последние годы дел о заключении под стражу осужденных, задержанных за злостное уклонение от отбывания наказания, показало, что полицейская и судебная практика в указанной части в основном следуют приведенным выше правовым позициям ВС РФ.
Анализ практики показывает, что имеется протокол задержания осужденного, который служит основанием его содержания в специальном помещении дежурной части, предназначенном для содержания лиц, задержанных полицией на срок не более 48 часов. При этом единой формы протокола задержания нет. В некоторых ОВД применяются разработанные типовые, универсальные бланки протокола задержания, «не привязанные» к конкретной категории задерживаемых лиц. Чаще встречаются протоколы задержания осужденного, составляемые в произвольной форме. По указанным причинам в протоколах задержания приводятся несовпадающие сведения.
При установлении местонахождения разыскиваемого лица должностные лица могут предпринять следующие меры по его доставлению в ОВД:
- Предложить осужденному добровольно в сопровождении сотрудника территориального органа ФСИН проследовать в ОВД, на территории которого установлено разыскиваемое лицо, для оформления задержания и содержания в помещении для задержанных в пределах срока 48 часов.
- При невозможности осуществить препровождение осужденного в ОВД ,например,в случае отказа осужденного следовать в служебное помещение ОВД, совершения им правонарушений, сотрудники территориального органа ФСИН информируют ближайший ОВД, работники которого по прибытии к местонахождению разыскиваемого лица доставляют его в ОВД для оформления задержания и водворения в помещение для задержанных.
Таким образом, наряду с протоколом задержания осужденного сотрудники ФСИН и должны составлять рапорт об установлении (обнаружении) осужденного и его доставлении в ОВД. Составление при описанных ситуациях сотрудником полиции или территориального органа ФСИН рапорта о задержании осужденного ошибочно. Наличие в изученных делах рапорта и протокола задержания осужденного не отражает последовательности действий сотрудников полиции и УИС, может поставить под сомнение законность его задержания.
На практике суд связывает длительность заключения лица под стражу в соответствии с п. 18 ст. 397 УПК со сроком лишения свободы, на который осужденному может быть заменено ранее назначенное наказание без лишения свободы, чтобы избежать содержания под стражей сверх этого срока. Подобный подход соответствует общему принципу применения мер принуждения, согласно которому они не должны быть строже, чем наказание, грозящее обвиняемому в совершении преступления, либо уже назначено осужденному приговором.
Предельный срок задержания осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, составляет 48 часов. Если срок задержания перекрывает оставшийся не отбытый осужденным срок наказания достаточно содержать осужденного в помещении для задержанных в течение всех 48 часов, чтобы признать его полностью отбывшим наказание.
При задержании осужденного закон предусматривает возможность продления судом до 30 суток срок первоначального, «внесудебного» задержания. При этом выделяются два этапа:
1) первоначальный, досудебный этап, заключающийся в непосредственном задержании осужденного и документальном оформлении задержания, подготовке и представлении в суд материалов о продлении 48-часового срока задержания;
2) второй, на котором суд в судебном заседании рассматривает представление о продлении срока задержания и принимает соответствующее решение.