Задержание подозреваемого
Основания для задержания подозреваемого
Задержание подозреваемого производится при наличии оснований перечисленных в ст.91 УПК РФ . В соответствии с этой нормой задержание подозреваемого производится:
-когда он застигнут непосредственно в момент совершения преступления или сразу после его совершения;
— когда потерпевший или свидетели очевидцы прямо укажут на подозреваемого, как на лицо совершившее преступление;
— когда на подозреваемом, его одежде, в его жилище, при нем, будут обнаружены явные следы преступления.
— когда имеются другие данные свидетельствующие о совершении преступления подозреваемым.
В последнем случае задержание производится только в случаях когда:
-подозреваемый пытался скрыться;
-подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Росси;
-не установлена личность подозреваемого;
-следователь (дознаватель) обратился в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Острота данной меры принуждения определяется рядом факторов:
1. Задержание подозреваемого производится следователем (дознавателем) в не судебного контроля и в не прокурорского контроля;
2. Задержание подозреваемого производится при отсутствии полной доказанности виновности подозреваемого в совершении преступления.
3. При внимательном изучении нормы п. 15 ст. 5 УПК РФ, раскрывающей характеристику фактического задержания, обнаруживается законодательное упущение: порядок производства фактического задержания законодателем не регламентирован. Это, в свою очередь, негативно сказывается на соблюдении процессуальных сроков задержания подозреваемого и реализации прав и свобод.
4. Разъяснений Верховного Суда РФ по применению норм УПК РФ, регулирующих задержание (в том числе фактическое) подозреваемого, не имеется лишь в п. 8 Постановления от 29.10.2009 № 22 . Пленум ВС РФ, определяя время допуска защитника к несовершеннолетнему подозреваемому при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, указывает течение такого времени с момента фактического задержания. Отсутствие в УПК РФ указания на документ, определяющий момент фактического задержания, т. е. лишения лица свободы передвижения, в значительной степени осложняет применение на практике норм о задержании.
Иные условия правомерности задержания подозреваемого
Задержание производится в целях выяснения причастности его к совершению преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Задержание подозреваемого производится только при наличии возбужденного уголовного дела. Моментом задержания подозреваемого считается официальное объявление следователя (дознавателя) иного должностного лица органа дознания о задержании лица в качестве подозреваемого в совершении конкретного преступления. В срок не более чем в три часа следователь (дознаватель) должен составить протокол задержания. Однако, статус подозреваемого и соответственно права подозреваемого, лицо приобретает с момента фактического задержания, а не с момента составления протокола или объявления о задержании.
По смыслу закона после задержания подозреваемого общаться с ним вправе только следователь (дознаватель) в производстве которого находится уголовное дело. Оперативные сотрудники полиции вправе общаться с задержанным подозреваемым только с разрешения следователя (дознавателя) принявшего уголовное дело к своему производству. На практике при задержании подозреваемого оперативные сотрудники допускают ряд нарушений закона:
— производят фактическое задержание подозреваемого и производят его неофициальный допрос « с пристрастим» на протяжении более трех часов, пытаясь добиться признания;
— после официального задержания подозреваемого следователем, без разрешения лица производящего официальное расследование, посещают задержанного для неофициальных допросов.
Отсюда , задержание подозреваемого в уголовно-процессуальном смысле представляет собой совокупность характеризующих его элементов, устанавливающих три последовательно осуществляемых этапа:
1. фактическое задержание;
2. доставление; за исключением случаев, когда лицо добровольно явилось и сообщило о совершенном или готовящемся преступлении;
3. юридическое задержание.
Освобождение задержанного
Задержание подозреваемого производится на срок не более 48 часов. В соответствии со ст.94 УПК РФ задержанный подозреваемый должен быть освобожден если:
1. не подтвердилась причастность лица в совершении преступления;
2. нет оснований для применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу;
3. задержание подозреваемого было осуществлено с грубыми нарушениями закона;
4. по истечении 48 часов подозреваемому не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Последнее основание для освобождения задержанного действует при наличии другого условия, а именно если суд не продлил срок задержания до 72 часов, что предусмотрено ст.108 УПК РФ. Отсюда, общий срок содержания не может превышать свыше 120 часов.
Протокол задержания подозреваемого
О задержании подозреваемого следователь (дознаватель) составляет протокол задержания. Задержание и составление протокола производится в присутствии адвоката- защитника подозреваемого. В протоколе задержанный ставит подпись под разъяснением подозреваемому прав подозреваемого. Протокол подписывается защитником, задержанным и лицом составившим протокол. Копия протокола задержания подозреваемого по его просьбе вручается подозреваемому и его защитнику.
При задержании и составлении протокола задержания производится личный обыск задержанного для проверки наличия при нем запрещенных предметов. Личный обыск производится в присутствии понятых.
В протоколе так же отмечается, что задержанному разъяснено по подозрению совершения какого преступления лицо задерживается и делается запись о согласии или не согласии с задержанием этого лица. Кроме того, в протоколе указывается, кого из родственников и близких задержанного следует известить о его задержании. Уведомление родственников производится не позднее 12 часов с момента задержания. Если задерживается иностранный гражданин, то в этот же срок уведомляется посольство этого государства.
Если в интересах подозреваемого не разглашать факт его задержания, то с разрешения прокурора извещение родственникам не производится.
В течении 12 часов следователь (дознаватель) должен письменно известить о задержании подозреваемого прокурора.
В протоколе так же фиксируется место, дата и время составления протокола, результаты личного обыска.
При задержании и составлении протокола задержания производится личный обыск задержанного для проверки наличия при нем запрещенных предметов. Личный обыск производится в присутствии понятых.
Не позднее 24 часов с момента фактического задержания следователь (дознаватель) должен допросить подозреваемого. До начала допроса подозреваемому предоставляется возможность побеседовать с адвокатом.
За заведомо незаконное задержание предусмотрена уголовная ответственность по ст.301 УК РФ.
Проблемы законодательного регулирования задержания подозреваемого
Анализ российского института уголовно-процессуального задержания подозреваемого выявляет изъяны в его законодательной регламентации что приводит к неоднозначному толкованию этих норм субъектами уголовной юрисдикции на практике.
Законодательная формулировка задержания подозреваемого, содержащаяся в п. 11 ст. 5 УПК РФ, не раскрывает все характеризующие эту правовую категорию признаки, что приводит к различным интерпретациям рассматриваемого понятия и самой процедуры задержания подозреваемого.
Отграничение фактического задержания от уголовно-процессуального задержания, не способствует единообразному применению норм УПК РФ. Задержание подозреваемого, урегулированное нормами УПК РФ, является уголовно-процессуальным задержанием.
Если исходить из буквального толкования ст. 92 УПК РФ, регламентирующей содержание протокола задержания, указывать в нем время фактического задержания вообще не обязательно.
Впрочем, перечень сведений, определяющих содержание протокола задержания, не является исчерпывающим, поскольку законодатель позволил указывать и другие обстоятельства задержания лица.
В протоколе задержания подозреваемого отсутствует термин фактическое задержание. Следствием законодательных упущений стало то, что на практике следователь, дознаватель, орган дознания, прокурор путаются в вопросе исчисления срока уголовно-процессуального задержания подозреваемого.
К сожалению, часто попросту вовсе не обращают внимания на то, что срок не более 48 часов исчисляется с момента фактического задержания лица и это время следует указывать в протоколе задержания в графе «дата и время задержания».
Такая путаница порождает случаи указания в протоколах задержания даты и времени задержания лица, совпадающих с датой и временем составления протокола задержания, чего, само собой разумеется, не должно иметь места. При этом совсем не учитывается, что лицо было фактически задержано до доставления, а затем уже перемещено в помещение органа дознания.
Если в материалах уголовного дела нет документов, фиксирующих время фактического задержания и время доставления в помещение органа дознания, судам ничего не остается, кроме как базировать свои судебные акты на показаниях свидетелей и подозреваемых и довольствоваться указанными в протоколе задержания, часто не соответствующими действительности, датой и временем фактического задержания.
В отсутствие процессуального документа, фиксирующего момент фактического задержании лица , невозможно правильно рассчитать и соблюсти предельный срок задержания, установленный п. 15 ст. 5 и ч. 3 ст. 128 УПК РФ, – «не более 48 часов с момента фактического задержания».
Таким документом может служить рапорт должностного лица, осуществившего фактическое задержание лиц по подозрению в совершении преступления, с обязательным указанием времени, даты, обстоятельств, оснований и мотива фактического задержания, результатов досмотра личности с отметкой о разъяснении прав фактически задержанного.
К сожалению, законодатель не придал должного значения установлению момента (времени) фактического задержания, хотя это обстоятельство является определяющим сразу в нескольких ситуациях:
при соблюдении процессуального срока задержания подозреваемого;
при соблюдении срока предоставленного законом для производства допроса; подозреваемого, исчисляемого с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46);
при решении вопроса освобождения из-под стражи подозреваемого,
при предъявлении обвинения лицу не позднее 10 суток с момента фактического задержания, если оно задержано, а затем заключено под стражу в качестве подозреваемого;
при предъявлении обвинения лицу не позднее 30 суток с момента фактического задержания, если оно задержано, а затем заключено под стражу в качестве подозреваемого, в случае совершения лицом ряда категорий преступлений;
при постановлении обвинительного приговора в случае назначения наказания, подлежащего отбытию на основании ст. 69-72 УК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 308 УПК РФ);
при постановлении обвинительного приговора в случае освобождения лица от наказания, когда с учетом ст. 72 УК РФ учитывается время его нахождения под стражей;
Названные правовые положения содержат информацию об исчислении срока с момента фактического задержания, время наступления которого сложно определить.
Разрешить проблемы соблюдения процессуального срока задержания возможно посредством законодательного закрепления процедуры.
Законодатель упоминает термин «доставление» в ч. 1 ст. 92 УПК РФ, указывая, что протокол задержания надо составлять в срок не более трех часов «после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю». УПК придает существенное значение времени составления протокола задержания, ведь этот документ устанавливает момент возникновения процессуального статуса подозреваемого (обладающего правами, перечисленными в ст. 46 УПК РФ.
Если под термином «доставление» авторы понимают непроцессуальную деятельность органов дознания по принудительному перемещению задержанного от места его захвата к месту производства предварительного расследования, то толкование словосочетания «после доставления в орган дознания или к следователю» вызывает споры.
Одни криминалисты считают, что срок «не более трех часов» исчисляют с момента, когда фактически задержанное лицо перешагнуло порог органа дознания, предусмотренного в качестве участника процесса в ст. 40.1 УПК РФ.
Большинство же практиков учитывает и другие моменты. Указание на различное время составления протокола задержания «после доставления в орган дознания» или «после доставления к следователю» приводит к тому, что следователь, , дознаватель словосочетание «после доставления» связывают с конкретным временем, когда задержанное лицо фактически попало к ним в кабинет.
Отсутствие единообразного толкования понятий «после доставления в орган дознания» и «после доставления к следователю» не способствуют реализации гарантии соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве и соблюдению закона представителями власти.
Понятие «доставление» предполагает перемещение фактически задержанного лица к месту нахождения учреждения органа дознания для решения вопроса о применении уголовно-процессуального задержания либо меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, либо обязательства о явке или для освобождения. Представляется, что должно быть законодательное закрепление того, что в протоколе задержания подозреваемого, должна содержаться информацию о времени окончания доставления в орган дознания, т. е. в здание, в котором он находится.
Статья 14 Закона о полиции также регламентирует задержание гражданина... Ст. 14 закона содержит указание об исчислении срока задержания с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Понятно, что оно предполагает фактическое задержание. Но Закон о полиции так же не регулирует процедуру фактического задержания . К тому же, если учитывать, что в органах полиции отсутствуют журнал учета фактически задержанных по подозрению в совершении преступления и журнал доставленных по подозрению в совершении преступления, то о соблюдении прав человека и гражданина не стоит и говорить.
Имеющийся в органах полиции журнал доставленных за совершение административных правонарушений регулирует правоотношения в сфере административного производства. А книга протоколов задержания в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, содержащая сведения об уголовно-процессуальном задержании, при отсутствии документа, фиксирующего фактическое задержание, не может способствовать соблюдению процессуального срока задержания.
В целях реализации названных принципов и недопущения произвола со стороны органов расследования нормы УПК РФ, регулирующие задержание подозреваемого, целесообразно изменить.
Статью «защита при задержании» читайте здесь. В этой статье вы узнаете об ошибках следствия при составлении протоколов задержания и другое необходимое для защиты при проведении данного следственного действия.