Заключение электронного договора

 

Заключение электронного договора

При заключении договора в форме электронного документа каждая сторона подписывает договор или  его скан и направляет его контрагенту. Для этого, как правило, используют электронную почту. Однако, есть и другие способы. Так можно  разместить договор на электронной площадке, доступ к которой имеют обе стороны договора (например, портал госзакупок).

Кроме того, организация может заключить договор  через свой сайт.Так сейчаст заключают договора микрофинансовые организации. То есть, заемщик регистрируется на их сайте, устанавливает специальную программу, получает электронную подпись и оставляет заявку.

Электронный договор  считается заключенным с момента, когда оферент получил акцепт, то есть стороны согласовали все существенные условия.  На практике это выглядит так. Вы направляете  контрагенту проект договора поставки в электронной форме, который подписали  усиленной квалифицированной электронной подписью. В таком случае договор будет считаться заключенным с момента, когда вы получите электронное соглашение с такой же подписью контрагента. С этой даты идут сроки исполнения обязательств по договору.

Электронную подпись лучше проверить. Если она окажется недействительной, суд может признать договор незаключенным. Для этого следует узнать у контрагента, какой удостоверяющий центр его обслуживает и потребовать, чтобы контрагент представил копию сертификата ключа проверки электронной подписи. После этого нужно  направь запрос в удостоверяющий центр и выясните, выдавал ли он этот сертификат. Сам сертификат также должен быть действителен на момент подписания документа. Если электронная подпись недействительна, суд может решить, что компания ничего не подписывала.

Однако, сейчас Верховный суд изменил такой подход и теперь если ответчик отрицает заключение договора, он обязан представить конкретные доказательства в свою пользу. ВС так же указал, что сертификат ключа проверки электронной подписи является действительным, пока не доказано иное. Именно ответчик должен  представить доказательства, которые опровергают достоверность доверенности или сертификата при заключении договора. В таких  спорах  к участию в деле  привлекают удостоверяющий центр, который выдал сертификат ключа проверки подписи контрагенту и может это подтвердить. Либо сразу два центра — контрагента и свой.

Если вы потеряли флешку с подписью или уволился сотрудник, который с ней работал, то необходимо воспользоваться любым способом, с помощью которого потом можно будет подтвердить, что контрагенты получили сообщение. Если не сделать этого, то на  вас перейдет риск исполнения обязательств из договоров, на которых поставят эту подпись. Если вы направите уведомление, все риски перейдут на контрагентов, и именно они должны будут проверять, действительно ли электронная подпись исходит от вашей компании. Если контрагент не проявит должной осмотрительности, компания никак за это не отвечает.

В электронном виде можно оформлять не только договор, но и акты приемки-передачи, товарные накладные и ряд других документов. Однако, для этого надо указать в договоре, что стороны вправе использовать электронную почту для переписки указав их в тексте договора.  Вместо этого  можно сделать ссылку на доменное имя юридического лица. В этом случае в договоре следует отразить, что стороны признают юридически значимой переписку с любых адресов, которые зарегистрированы на данном домене. В случае возникновения спора, достоверность электронной переписки можно подтвердить протоколом осмотра интернет-страниц, который составляет нотариус. Последний заходит в электронную почту, открывает письма, смотрит приложенные файлы, делает скриншоты и описывает все действия в протоколе. Допустимость такого доказательства подтвердил ВС.

В договор следует включить три следующие формулировки об электронном обмене.

  1. «Стороны признают обязательную силу за перепиской по адресам e-mail, указанным в настоящем договоре, и пересылаемыми посредством нее документами (содержимое электронных писем). Простые распечатки (скриншоты) с почтовых ящиков подтверждают факт оказания услуг, выполнения работ, обмен документами, изменение или расторжение ранее заключенного договора и др.».
  2. «Стороны обязуются сообщать друг другу обо всех случаях взлома или иного несанкционированного доступа к их электронным почтовым ящикам. В отсутствие такого уведомления исполнение, произведенное стороной настоящего договора с учетом имеющейся у нее информации, признается надлежащим».
  3. «Стороны признают и соглашаются с тем, что любые письма, заявления, заявки и уведомления, а также любая иная деловая корреспонденция, отправленная с адресов электронной почты, указанных в настоящем договоре, являются исходящими от надлежащим образом уполномоченных представителей сторон и в том случае, когда они не содержат сведений об отправителе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *