Экспертиза по делам об экстремизме в интернете

Экспертиза по делам об экстремизме в интернете

В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ  от 28.06.2011 года №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» для определения целевой направленности информационных материалов может быть назначена лингвистическая экспертиза  Кроме лингвистов,  к производству экспертизы могут привлекаться психологи, историки, религиоведы, антропологи, философы, политологи и др. По правилам п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК привлечь специалистов в других областях знаний для работы с материалами экстремистской направленности возможно по ходатайству эксперта-лингвиста в случае, если он поймет, что решение задачи выходит за границы его компетенции.

Лингвистические экспертизы в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ проводятся в соответствии с типовой методикой, разработанной в 2007 году, и дополняющими ее методическими рекомендациями 2019 года «Лингвистическая экспертиза текстов, ограниченно пригодных для исследования». В этих методиках освещены вопросы, решение которых имеет значение при выявлении и расследовании преступлений экстремистской и террористической направленности. В них также  предложены формулировки вопросов, соотносимые с такими понятиями, как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества, совершение преступлений террористической направленности. (Типовая методика судебной лингвистической экспертизы: Методические рекомендации / Е.А Гримайло, Т. В. Назарова, Н. Ю. Мамаев, А. П. Коршиков и др. // Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Ч. I / под ред. канд. техн. наук Ю. М. Дильдина. М.: ЭКЦ МВД России, 2010.).

Кроме этого 2019 года эксперты используют типовую межведомственную методику лингвистического исследования материалов экстремистской направленности, прошедшая апробацию в СЭУ Минюста России, ЭКЦ МВД России, ИК ЦСТ ФСБ России, криминалистических подразделениях СК России. К объектам лингвистической экспертизы относятся сообщения, имеющие как звучащую, так и визуальную форму.

Предметом  лингвистической экспертизы  является смысл сообщения, имеющий значение для квалификации правонарушения, связанного с проявлением экстремизма и терроризма, то есть установление фактических данных об особенностях текста (материала) путем их исследования с помощью применения лингвистических знаний.

Методика предусматривает способы установления в исследуемых объектах признаков, соотносимых со всеми преступлениями и правонарушениями экстремистской и террористической направленности, совершение которых возможно посредством высказывания, обнародования текста, изображения, аудио- или видеосообщения.  Кроме того, ЭКЦ МВД России выработал методические подходы к исследованию текстовых материалов, распространяемых с использованием интернета и содержащих заведомо ложную информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК).

Одна из причин  длительных сроков  проведения экспертизы это  повсеместная практика назначения комплексных психолого-лингвистических исследований и экспертиз, в то время как для исследования большинства текстовых материалов достаточно методов лингвистической экспертизы.

В  методике комплексной психолого-лингвистической экспертизы, которая используется в экспертных учреждениях Минюста России, утверждается безусловная обязательность привлечения психологов к анализу содержания информационных материалов. Однако, по мнению авторов другой методики — сотрудников Научно-исследовательского экспертного центра по изучению проблем экстремизма и коррупции Санкт-Петербургского госуниверситета — участие психологов сводится либо к оценочной интерпретации того, что хотел сказать автор текста, либо к прогнозу возможного воздействия содержания текста на читателя.

Типовая методика лингвистической экспертизы системы МВД России не предусматривает участия специалиста в области психологии. Объект исследования психолога — личность, объект исследования лингвиста — текст. Личностные качества адресанта в вербальном (словесном) тексте проявляются опосредованно — через языковые средства, которые анализируются лингвистическими методами. Психология, как наука о психике и психической деятельности человека, не имеет прямого отношения к анализу содержания сообщения.

Необходимо учитывать и  рекомендации Пленума ВС РФ, изложенные в Постановлении №  11. При решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в интернете, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц, следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней. Отсюда, необходимые составляющие анализа ситуации, связанной с размещением материалов в интернете, относятся к компетенции специалиста в области лингвистической экспертизы.

Отметим, что составы экстремистских преступлений, связанные с публичным размещением в интернете информационных материалов, — формальные. Для оконченного преступления требуется лишь совершение деяния, указанного в законе, вне зависимости от наступления последствий, которые им могут быть вызваны. В п. 4 Постановления №  11 также указывается, что преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения вне зависимости от того, удалось ли побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет. С учетом этого целесообразность привлечения к анализу текстовых материалов психолога спорна. Ведь психолог определяет степень воздействия текста, а этот фактор не влияет на квалификацию преступлений экстремистской направленности.

Специальные психологические знания, основанные на работе не с текстом, а с непосредственно создавшей его личностью, актуальны, например, при анализе поведенческих особенностей, интересов, склонностей лица. Помощь психолога нужна для диагностики психического состояния, эмоционального фона, выявления признаков повышенной враждебности лица, агрессивности, внушаемости, зависимости. То есть эти знания можно эффективно использовать при доказывании субъективной стороны преступления, работе с личностью подозреваемого, обвиняемого для установления умысла, мотива совершения преступления экстремистской направленности.

Важное значение при назначении экспертных исследований материалов экстремистской направленности имеет формулировка вопросов эксперту. Ошибки влекут возвращение материалов, затягивание процессуальных сроков.

Пленум ВС РФ в своих разъяснениях указал на недопустимость постановки перед экспертом не входящих в его компетенцию правовых вопросов, связанных с оценкой деяния. В настоящее время это правило, увы, игнорируется следователями и судами. Причина — в желании прямо соотнести выводы эксперта с составом преступления. Даже когда эксперты конкретизируют, что дают выводы о наличии в тексте признаков возбуждения ненависти или вражды, призывов к осуществлению экстремистской деятельности с позиции лингвистической и/или психологической квалификации, это приводит на практике к негативным последствиям.

ПВС в Постановлении №  115 уточнил свою позицию... В нем, сказано, что «вопрос о том, являются те или иные действия публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности или к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, а также возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства, относится к компетенции суда».

Отсюда, выводы лингвистической или любой другой экспертизы не должны заключать в себе формулировки из статей УК или КоАП, поскольку тем самым они могут ввести в заблуждение следователя и судью при рассмотрении материалов таких дел.

Таким образом, в отношении материалов экстремистской направленности, распространяемых в интернете, в большинстве случаев достаточно проведения лингвистического экспертного исследования. Как правило, анализируется отдельное высказывание или соединяемое со статическим/динамическим изображением, для чего достаточно знаний эксперта-лингвиста. Назначать комплексную психолого-лингвистическую экспертизу текстов целесообразно, например, когда объекты исследования в виде изображений или видеороликов сопровождаются недостаточной для их понимания вербальной составляющей. Привлечение методов психологического анализа может быть востребовано, когда словесный компонент отсутствует вовсе, но в таком случае речь идет не о комплексном исследовании, а о психологическом (или каком-либо ином), так как для лингвистического исследования такой объект непригоден.