Правила зачета содержания под стражей и домашнего ареста в наказание

Правила зачета содержания под стражей и домашнего ареста в наказание

Как известно с 14 июля 2018 года  начали действовать   новые правила зачета срока мер пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу в срок наказания в виде лишения  свободы...ФЗ РФ от 03.07.2018 №  186-ФЗ были внесены соответствующие изменения в  ст. 72 УК РФ.

Теперь срок домашнего ареста засчитывается в срок содержания под стражей и в срок лишения свободы из расчета два дня домашнего ареста за один день в СИЗО или исправительном учреждении

Один день содержания под стражей засчитывается как:

— 1,5 дня содержания в дисциплинарной воинской части ;

— 1,5 дня лишения свободы в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима ;

— 2 дня принудительных работ и ареста ;

— 2 дня отбывания наказания в колонии- поселении.

Возникает вопрос, что следует считать временем содержания под стражей? В соответствии с п. 42 ст. 5 УПК и ст. 7 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

— следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД ;

— ИВС пограничных органов ФСБ.

К местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых относятстся также гауптвахты и учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения (ст. 74 Закона № 103-ФЗ), а так же места на морском судне, находящемся в дальнем плавании, или место, которое определил начальник зимовки в период отсутствия транспортных связей с зимовками.

Согласно ч. 10 ст. 109 УПК в срок содержания под стражей, кроме собственно нахождения в СИЗО, засчитывается время:

1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

2) запрета выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором лицо проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях (п. 1 ч. 6 ст. 105.1 УПК), из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей;

3) принудительного нахождения в медицинском стационаре или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;

4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК РФ.

После вступления в законную силу указанных изменений в УК РФ в суды стали поступать ходатайства осужденных о  пересчете  им сроков содержания под стражей по новым правилам и, соответственно, снижения сроков лишения свободы.  Но  у судей стали возникать вопросы как поступать с такими ходатайствами. Многие считают, что в приговоре уже указано, что срок содержания под стражей нужно зачесть, а изменение формулы зачета не влияет на приговор и, кроме того, зачет по новой формуле это забота органов ФСИН. Напротив, во ФСИН уверены, что перезачет должен сделать суд.

В пояснительной записке к Закону № 186 ФЗ указано, что «порядок выполнения этой функции исправительными учреждениями (зачета мер пресечения в срок лишения свободы.  должен определяться ведомственным нормативным правовым актом» Минюста. Более того, ст. 2 Закона № 186-ФЗ содержит формулировку, что его положения подлежат исполнению:

1) в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 186-ФЗ (с 14.07.2018 по 13.10.2018 года) в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении;

2) в течение шести месяцев (с 14.07.2018 по 13.01.2019 года ) для лиц, отбывающих наказание в ИК общего режима, в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, и военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части.

Из сказанного следует, что новые правила пересчета наказания должны применять сотрудники ФСИН во внесудебном порядке.

Однако п. 11 и п. 13 ст. 397 УПК  РФ сказано, что именно суд среди вопросов, связанных с исполнением приговора, рассматривает вопросы:

— о зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении в соответствии со ст. 72, 103 и 104 УК РФ;

— об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст. 10 УК.

Из-за неясности с согласованием этих норм встал вопрос о том, подавать ли ходатайство в суд о пересчете зачета срока содержания под стражей в наказание и, соответственно, об уменьшении срока наказания в виде лишения свободы, или это должны сделать автоматически сотрудники ФСИН?

Возникли и другие вопросы, которые ранее не стояли. Например, в какой день кончается мера пресечения и с какого дня начинается отбывание наказания осужденным в воспитательной колонии, колонии-поселении или колонии общего режима? Считается ли время от вступления приговора в силу до собственно прибытия в исправительное учреждение под конвоем временем содержания под стражей, которое надо учитывать по формуле 1 день за 1,5 дня или 2 дня? А также будет ли засчитываться 1 день в СИЗО за 1,5 дня колонии общего режима, если осужденного будут перемещать из колонии в СИЗО, чтобы, например, допросить его в качестве свидетеля по какому-либо уголовному делу, и ряд других.

Эти вопросы стали предметом обсуждения в Верховном Суде РФ. После обсуждений по ключевым вопросам ВС РФ уже выработал позицию и начал доводить ее до судов.

Позиция ВС РФ заключается в том, что пересматривать приговоры должны суды по нормам УПК, которые регламентируют разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Если раньше суд засчитывал в наказание срок содержания под стражей до момента постановления приговора, то сейчас это нужно делать до вступления приговора в силу. Очевидно, что это разные сроки. Соответственно, нужно вносить изменения в приговор, а это, бесспорно, может сделать только суд, но никак не орган исполнения наказания.

В приговоре, назначая наказание в виде реального лишения свободы, суд должен указать зачесть весь срок содержания под стражей, начиная со дня фактического задержания.

Если мера пресечения в виде заключения под стражу была отменена, то датой окончания содержания под стражей является дата  фактического освобождения из под стражи.

Если мера пресечения действовала до вступления приговора в силу, то датой окончания содержания под стражей ставьте дату вступления приговора в силу.

Согласно положениям ст. 10 УК РФ  уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Тем самым он распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Применение повышающих коэффициентов кратности зачета времени содержания лица под стражей в срок отбывания наказания, о которых идет речь в уже действующей редакции ст. 72 УК РФ, сокращает срок отбытия назначенного судом наказания и, безусловно, улучшает положение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Поэтому положения ст. 10 УК  РФ подлежат применению по правилам об обратной силе уголовного закона.

В соответствии с п. 13 ст. 397 УПК вопрос об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст. 10 УК подлежит рассмотрению судом при исполнении приговора.

В указанном порядке также подлежит разрешению вопрос и о применении закона, «иным образом» улучшающего положение лица. В связи с этим положения Закона №  186-ФЗ в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, должны применяться судом.

Из положений ч. 3 ст. 72 УК РФ следует, что в приведенных в ней пропорциях срок содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается для видов наказания, не связанных с лишением свободы. При этом ч. 3.1 ст. 72 УК, в которой речь идет о наказании в виде лишения свободы, такой оговорки не содержит. Представляется, что по смыслу нового закона и в отношении наказания в виде лишения свободы необходимо применять повышающие коэффициенты до вступления приговора в законную силу.

Особо нужно отметить, что мнение о том, что повышающие коэффициенты надо применять и к периоду этапирования осужденного в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу, не соответствует требованиям закона. законодатель не внес корреспондирующие изменения в п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК. РФ. В этом пункте, как и прежде, установлено правило о зачете времени предварительного содержания под стражей до постановления приговора. Однако в данном случае приоритет должны иметь нормы материального права.

Сейчас, как и прежде, суд не обязан в приговоре высчитывать конкретные сроки отбывания наказания и определять последний день срока наказания. Эта обязанность возложена на администрацию исправительного учреждения. Поэтому суд при пересмотре приговора в порядке ст. 10 УК должен будет только указать в постановлении о зачете срока содержания под стражей до вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания из расчета, установленного в новом законе...

По смыслу указанных материальных норм повышающие коэффициенты не применяются в отношении срока  нахождения осужденных в исправительных учреждениях, который указан в ч. 3.3 ст. 72 УК. Например, в отношении периода нахождения лица в штрафном изоляторе.

Надо обратить внимание, что рассматриваемая норма уголовного закона применима только в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых по состоянию на 14.07.2018 года  вступили в законную силу и которые уже отбывают наказание в воспитательной колонии, исправительной колонии общего режима и колонии-поселении.

С учетом изложенного выше суды в своих решениях, при приведении приговоров в соответствие с новым уголовным законом, должны обязательно сделать ссылку на положения ч. 3.3 ст. 72 УК РФ, для того чтобы у администрации учреждений, исполняющих наказание, появилось правовое основание не применять к части срока отбытого наказания повышающие коэффициенты, установленные в ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.

В резолютивных частях постановлений о приведении судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, должна быть, следующаяформулировка: «на основании п. „в“ ч. 3.1 ст. 72 УК РФ  время содержания под стражей ФИО с 28 января 2016 года1 по день вступления приговора в законную силу 21 ноября 2016 года (включительно) зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за два дня отбывания наказания в колонии-поселении с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ».

На основании решения суда, вынесенного в порядке исполнения приговора, о зачете срока содержания под стражей до вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания с применением повышающих коэффициентов кратности администрация учреждений, исполняющих наказание, должна определить конкретные сроки отбывания наказания. Если в результате применения нового закона назначенное по приговору суда наказание окажется отбытым, то осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы на основании п. «а» ст. 172 УИК.

Суд при пересмотре приговора в порядке статьи 10 УК РФ должен будет только указать в постановлении зачет срока содержания под стражей до вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания из расчета, установленного в новом законе. Пересчет срока всего наказания производится учреждениями ФСИН

Срок отбывания взысканий за нарушения режима отбывания наказания зачитывается в общий срок наказания, как один день взыскания за один день срока лишения свободы