Выемка в ходе выездной налоговой проверки

 Выемка в ходе выездной налоговой проверки

Если в отношении компании началась выездная проверка, то нужно приготовиться к тому, что налоговые инспекторы будут применять различные способы для поиска нарушений, в том числе, принудительную выемку. Выемка документов  на определенное время парализует предпринимательскую деятельность. Однако, проверяющие допускают ошибки при проведении проверок которые можно использовать, чтобы отменить решение налоговиков в вышестоящем ведомстве либо в суде.

Основания для проведения проверки

Основания для проведения выемки установлены в письме ФНС от 17.07.2013 №  АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».Например, выемку документов проводят для последующей почерковедческой экспертизы.

Выемка предметов и документов регламентируется в ст. 94 НК РФ. Проведение выемки возможно только в период проведения выездной налоговой проверки, если:

1.организация не дает документы по требованиям или несвоевременно их представляет;

  1. инспектору необходимы подлинники документов;
  2. у инспектора есть основания полагать, что организация скроет, уничтожит или изменит (заменит) документы.

Основанием для проведения выемки служит мотивированное постановление, которое подписывает руководитель выездной налоговой проверки. Это постановление  должно быть согласовано начальником или заместителем начальника инспекции — то же лицо, которое подписало решение о назначении выездной налоговой проверки.

Распространены случаи, когда в организацию приходят с выемкой несмотря на то, что все документы по требованиям были представлены в срок. Оспаривать постановление о проведении такой выемки на основании того, что ранее все документы были представлены в полном объеме, — проблематично. Как правило, суды выносят решения в пользу налоговых органов, но иногда налогоплательщику удается доказать, что инспекторы не указали достаточные мотивы для проведения выемки.

Процедура

После предъявления постановления о проведении выемки инспекторы обязаны представителям налогоплательщика разъяснить их права и обязанности. На практике инспекторы дают листок бумаги, на котором изложены права и обязанности, а также написано, что вы ознакомлены, и требуют, чтобы вы его подписали.

При выемке должно быть двое понятых. Понятой — это незаинтересованный человек, сторонний наблюдатель. Понятой не имеет права помогать инспектору искать документы, складывать найденное в коробки, составлять опись. Это нарушения, которые при должной фиксации помогут признать материалы выемки недопустимыми доказательствами.

Налоговики не вправе производить выемку документов и предметов в ночное время. В НК нет понятия «ночное время», оно заимствовано из уголовного права — с 22.00 до 06.00.

В начале выемки в организации должны быть лица, которые будут осуществлять непрерывную съемку всего процесса (можно на телефон). Лучше, чтобы таких ответственных сотрудников было несколько. Основное правило проведения такой съемки — ее непрерывность. Можно успешно фиксировать нарушения системаой видеонаблюдения  с возможностью записи звука.

После проведения выемки необходимо составить акт изъятия информации (видеозаписи). В нем следует зафиксировать дату съемок и лиц, участвующих в составлении акта. В последующем видеозапись можно будет приобщить к материалам судебного дела об оспаривании решения по выездной налоговой проверке.

В протоколе описи изъятых документов и предметов следует отметить все нарушения, которые были зафиксированы вами.

Инспектор может предложить добровольно выдать документы. Если вы отказываетесь — выемка будет производиться принудительно. Такое предложение не требует от сотрудников организации нести все документы, которые нужны налоговому инспектору. Можно просто указать на шкаф, в котором хранятся документы, и предложить налоговому инспектору самому их посмотреть. Это не будет расценено как нарушение. Обратите внимание, что существуют предметы и документы, которые точно заинтересуют налоговиков.

Минимизируйте все возможные риски. Для этого:

  1. следите за «чистотой» офисного пространства постоянно, не должно быть лишних документов;
  2. настройте облачное хранение данных на внешних серверах;

3.организуйте удаленные рабочие столы сотрудников;

  1. проводите чистки компьютеров;
  2. отучите сотрудников оставлять личные блокноты, записные книжки, съемные носители на рабочем столе.

Печатей и документов других компаний не должно быть в офисе, исходя из обычаев делового оборота. Проверяющие могут изъять оригиналы учредительных документов, трудовые договоры, протоколы собраний, договоры без участия арендатора офиса, переписку, которые свидетельствуют о фактическом контроле.

Налоговые инспекторы могут изъять все, что напрямую не относится к деятельности компании и (или) компрометирует ее. Это могут быть флешки, жесткие диски, модемы с мобильным интернетом, личные блокноты и записи.

Компьютеры, рабочие столы, личные записи и электронная переписка юристов, бухгалтерии и финансистов. Эти предметы и информация пользуются особым вниманием у проверяющих. Инспекторы могут с помощью контекстного поиска искать сведения в компьютерах сотрудников: по заданным словам, например, по наименованию контрагента или сленговым словам. Кроме того, они могут скопировать всю систему бухгалтерского и налогового учета, электронную переписку в корпоративных почтовых сервисах. Также они смотрят историю (журнал) посещений интернет-страниц, автоматически запомненные компьютером логины и пароли от внешних почтовых сервисов.

Удаленные рабочие столы и облачное хранилище  зависят от интернета и электричества. И именно во время визита сотрудников налоговой «случайно» происходят перепады напряжения или отключается интернет, что делает практически невозможным изъятие какой-либо информации с компьютеров. Также при изъятии серверов и компьютеров компания оказывается застрахованной от потери рабочей информации, что позволяет оперативно восстановить рабочие процессы.

Инспектор имеет право изымать все документы и предметы, которые имеют отношение к проводимой налоговой проверке. Выемка происходит в случае, если инспектор точно знает, что организация скрывает документы либо для организации характерны «агрессивные виды оптимизации». Агрессивные виды оптимизации — схемы дробления бизнеса или активное использование фирм-однодневок.

Инспекторы имеют право проводить видеозапись процесса выемки, вам необходимо будет проверить, чтобы серия и номер видеокамеры, с помощью которой осуществляется съемка, были зафиксированы в протоколе изъятия документов и предметов. Впоследствии запросить копию видеозаписи нереально — НК это не предусмотрено.

Документы и предметы, которые изымает инспектор, просто запаковывают в коробки и опечатывают, подробную опись в день выемки не производят. После этого представителей организации приглашают в инспекцию, и при них вскрывают коробки, снимают копии, которые отдают налогоплательщику. Одновременно налоговики должны составить подробный протокол изъятых документов и предметов. Берите свою бумагу для снятия копий.

Выемка возможна в присутствии полицейских, они должны быть включены в число проверяющих. Смотрите решение о назначении проверки, там указаны все лица, имеющие право проводить выездную налоговую проверку в отношении организации.

Выемку не проводят в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля или после завершения выездной налоговой проверки, но до вручения акта по проверке.